- Тексты Данте
- Переводы
- Жизнь и эпоха
- Русский Данте
- Данте и мировая культура
- Данте в искусстве
- Данте и современность
- Библиография
- Поиск
- Андреев Михаил Леонидович (0)
- Седакова О.А. (4)
- Абрамсон М.Л. (1)
- Аветисян В.А. (1)
- Азаркин Н.М. (1)
- Александров Л.Г. (1)
- Алисова Т.Б. (2)
- Алпатов М.В. (1)
- Андреев М.Л. (3)
- Асафьев Б. В. (1)
- Асоян А.А. (1)
- Ауэрбах Э. (1)
- Ахматова А.А. (1)
- Баткин Л.М. (1)
- Бахтин М.М. (1)
- Бердяев Н.А. (1)
- Благой Д.Д. (1)
- Брюсов В. Я. (2)
- Бугаева Л.Д. (1)
- Булучевская Е. А. (1)
- Бычков А.А. (1)
- Бэлза И.Ф. (2)
- Бэлза С.И. (1)
- Веселовский А.Н. (3)
- Габричевский А.Г. (1)
- Гарин И.И. (1)
- Гливенко И.И. (1)
- Голенищев-Кутузов И.Н. (6)
- Голованов Н.Н. (1)
- Гревс И.М. (1)
- Дживилегов А.К. (1)
- Джованни Боккаччо (1)
- Доброхотов А.Л. (1)
- Дубинский М.И. (1)
- Елина Н.Г. (3)
- Жильсон Этьен (1)
- Зайцев Б.К. (2)
- Зелинский Ф.Ф. (2)
- Золотайкина Е. А. (1)
- Зубов В.П. (2)
- Иванов Вяч. И. (2)
- Илюшин А.А. (2)
- Кедрова М. А. (1)
- Коскова А.С. (1)
- Курдыбайло И.П. (1)
- Ланда К. С. (1)
- Лащенко К. В. (1)
- Лебедева Е.Д. (1)
- Ливеровская М.И. (1)
- Лозинский М. Л. (2)
- Лотман Ю.М. (1)
- Мандельштам О.Э. (1)
- Маранцман В.Г. (1)
- Мережковский Д. С. (3)
- Миллионщикова Т. М. (1)
- Минаев Д. Д. (1)
- Мокульский С.С. (1)
- Муратов П.П. (1)
- Норов А.С. (3)
- Овсянкина Г. П. (1)
- Петровский Ф.А. (2)
- Пинский Л.Е. (1)
- Пушкин А.С. (1)
- Рабинович В.Л. (1)
- Рослый А.С. (1)
- Самарина М. С. (4)
- Светлакова О. (1)
- Сергеев К.В. (1)
- Смирнов Д. Н. (2)
- Солонович Е.М. (5)
- Стам С.М. (1)
- Степанова Л.Г. (1)
- Тахо-Годи Е.А. (1)
- Федоров А.М. (1)
- Федотов Г.П. (1)
- Флоренский П.А. (1)
- Флоровский Г.В. (1)
- Форш О.Д. (1)
- Хлодовский Р.И. (2)
- Чюмина О. Н. (1)
- Шауб И. Ю. (2)
- Шишкин А.Б. (1)
- Элиот Т. С. (1)
- Эллис (КобылинскийЛ.Л.) (1)
- Эфрос А.М. (1)
- Ад
- Беатриче
- Божественная комедия
- Данте и античность
- Данте и современность
- Жизнь и творчество Данте
- Жизнь и творчество Данте Алигьери
- Искусство и Данте
- Итальянский язык и Данте
- Лингвистика
- Мировая культура и Данте
- Монархия
- Новая жизнь
- О народном красноречии
- Пир
- Рай
- Ренессанс. Возрождение.
- Русская литература и Данте
- Русская философия и Данте
- Стихотворения
- Философия и Данте
- Чистилище
- Эпоха Данте
Фундаментальную роль Данте в истории литературы трудно переоценить. В настоящий момент влияние его творчества на западную и отечественную литературы не требует доказательств. Глава о Данте бесспорно является одной из необходимых частей в любом сборнике по истории литературы Италии. Автором рецензируемой нами статьи является М. Л. Андреев — один из ведущих специалистов современной отечественной итальянистики.
Биографии и исследования творчества Данте стали появляться еще в XIV в. и продолжают издаваться и поныне. Можно себе представить неохватный объем, который они приобрели. В библиографии, которую автор приводит в конце тома, указаны наиболее значимые работы в дантологии, например, Ф. Вегеле, Ф. де Санктиса, М. Барби, Б.Нарди, И. Н. Голенищева-Кутузова и др. . Многие отечественные труды о жизни и творчестве поэта (А. К. Дживилегова, Н. И. Стороженко и др.) в настоящий момент воспринимаются как памятники научной мысли. Несмотря на то, что это книги, на которых выросли все современные российские дантологи, сего-дня ими обойтись нельзя. В настоящее время являются необходимыми труды о Данте, соответствующие современному развитию науки. Вся научная деятельность М. Л. Андреева ориентирована на выполнение данного требования.
Перед автором статьи стоит трудная задача раскрыть читателю насыщенную биографию и дать анализ разнопланового творчества Данте в пределах главы истории литературы. Помимо указанной трудности, существует проблема глубокой изученности Данте. В связи с этим необходимо или с новой точки зрения, с другого ракурса посмотреть на его творчество, или, по крайней мере, по-новому преподнести уже известный материал, с чем автор успешно справляется.
Глава "Данте" состоит из семи частей, которые знакомят читателя с биографией и произведениями Данте в их хронологической последовательности. Так, первая часть посвящена биографии Данте, вторая часть рассказывает о начальном этапе творчества поэта, третья — шестая части посвящены описанию и анализу малых произведений соответственно их году написания : "Новая жизнь", "Пир", "О народном красноречии", "Монархия"; заключительный седьмой раздел является самым обширным и это неслучайно, т.к. в нем рассказывается о главном произведении Данте — о "Божественной комедии".
Статья, согласно устоявшейся традиции в литературоведении, начинается с биографии поэта. Видна эмоциональная сопричастность автора жизни поэта, вовлеченность в его судьбу. М. Л. Андреев раскрывает всю многогранность личности Данте: поэт предстает перед читателем и как патриот, гражданин флорентийской республики, и как простой человек, способный любить и ненавидеть. Можно сказать, что первая часть работы является наиболее удачной. К сожалению, М. Л. Андреев не приводит новых сведений о биографии Данте, т.к. это достаточно трудно сделать после 800 лет ее упорных исследований.
Во второй части перед читателем дается обзор первых юношеских произведений Данте: его стихотворения, сонеты, не вошедшие в "Новую жизнь", стихотворная переписка с друзьями и "коллегами" по литератур-ной школе стильновизма, комическая поэзия, т.н. "каменный цикл" и полемика по поводу его датировки. Автор статьи отмечает, что дантовский поэтический корпус в целом является разнородным, поэт ищет себя и экспериментирует с различными формами и содержанием, и представляется проблематичным определить хронологию его творчества, т.к. все произведения достаточно автономны. В данной части можно выделить как особенно интересную "проблему цветка" — один из наиболее дискуссионных вопросов современной западной дантологии.
"Цветок"("Fiore") — это аллегорическая анонимная поэма, переложение "Романа о Розе". Данную поэму одна группа исследователей приписывает Данте, другая же считает такую теорию ошибочной. И сторонники и противники авторства Данте в большей степени опираются на аргументы стилистического характера. Автор статьи подобно их анализирует, а после, высказывает свою точку зрения.
М. Л. Андреев говорит о том, что если "Цветок" действительно написан Данте, значит "экскурс в область комической поэзии был глубже, чем представлялось ранее" . Но в авторстве Данте М. Л. Андреева заставляет сомневаться "молчание, окружающее "Цветок": о нем молчат все, он полностью исчезает из памяти литературы, пока его рукопись не находят в XIX в. ... главное, о нем молчит сам Данте, который столько раз оглядывается на свое творчество, столько сказавший о нем" . М. Л. Андреев считает, что есть два объяснения такому "молчанию": либо "Цветок" Данте не принадлежит, либо Данте хотел всех, в том числе и себя, в этом убедить.
Можно только сожалеть, что жанр работы не позволяет познакомить отечественного читателя с работами итальянских исследователей хотя бы в виде ссылок. В связи с этим мы приводим сноски на некоторые труды, посвященные проблеме "Цветка" .
Оригинальная трактовка главного юношеского произведения поэта — "Новой жизни" предлагается вниманию читателя в третьей части. Автор справедливо замечает, что в "Новой жизни" нет событий, но есть жесты, нет людей — только их тени, нет пространства — только замкнутый город, нет протекания времени — только вечное время мифа. Основное внимание М. Л. Андреев уделяет Беатриче в связи с тем, что ее образ является смыслообразующиим в творчестве Данте. Ее фигура представляет сложность для интерпретации. Так, уже не одно столетие ведется спор : имеет ли образ Беатриче жизненные основания или является чистым символом. Исследователь статьи ссылается на документы, подтверждающие реальное существование Беатриче Портинари, в связи с чем он уверен, что ее образ имеет жизненную основу.
При анализе произведения автор подчеркивает, что в эпоху Данте для литературы заимствование языка религии становится неотъемлемой характеристикой. Данную проблему слияния касался в своей работе И. Ф. Бэлза , однако М. Л. Андреев развил ее дальше. Он говорит о том, что в "Новой жизни" Данте "полностью реализовал метафору и благосклонность стала благодатью, восторг — блаженством, любовь — молитвой, возлюбленная — божеством" . При этом, на семиотическом уровне сохраняется "дистанцированность" двух языков, благодаря чему Беатриче не является иносказанием и никогда не становится идеей. Язык религиозного переживания, как абсолютно верно замечает М. Л. Андреев, в произведении Дан-те отсылает к совсем не религиозным чувствам.
Далее в статье автор сравнивает образ Беатриче с его библейскими и куртуазным аналогами, в частности, с Христом и с Амором. Подобный анализ схож с интерпретацией образа Беатриче авторитетного дантолога Э. Ауэрбаха. Единственным недочетом третей части можно назвать не-сколько непоследовательный характер композиции, что, впрочем, не влияет на общее положительное впечатление от работы.
Анализ трактата "Пир" строится вокруг фигуры Беатриче."Пир" — это измена Беатриче. Об этом подробно писал Г. Россетти . М. Л. Андреев не разделяет его мнения о том, что "Пир" — это доказательство чистой аллегоричности образа Беатриче. Автор статьи говорит о том, что если благородная дама "Пира" — аллегория, то это не значит, что и Беатриче — чистая аллегория. Создается впечатление, что Данте сотворил себе нового идеального кумира, который вытеснил из сознания и души поэта любовь к земной женщине, которая своей смертью причинила много горя. По мне-нию автора в этом и состоит измена Данте Беатриче, в которой возлюбленная будет упрекать поэта в XXXI песни "Чистилища".
После анализа образа Беатриче, автор делает акцент на том, что этот трактат является первой в истории литературы апологией народного языка и т. о. Данте открывается перед читателем не только как поэт, но и как филолог.
Другому научному трактату — "О народном красноречии" посвящена пятая часть главы. Как справедливо замечает автор, это первая итальянская поэтика, в которой Данте говорит об истории и философии народного итальянского языка. Большая часть этого раздела представляет пересказ трактата. М. Л. Андреев перечисляет темы, понятия и проблемы, которые выделяет сам Данте (предмет поэзии, разделение языков, провансальская поэзия, критерии блистательного языка и др.) Среди достоинств анализа этого трактата можно выделить обилие цитат, которых не хватает во второй и седьмой частях. В завершении части автор статьи делает ценное замечание о том, что для Данте главное — не то, как написать стихотворение (так было в школьных латинских поэтиках), но как стать поэтом.
Шестая часть главы лаконично и насыщенно анализирует влияние на творчество Данте современной ему философии Аверроэса и Сигера Брабантского, которое особенно прослеживается в политическом трактате "Монархия". М. Л. Андреев подробно разбирает исторический фон про-изведения и анализирует основные темы трех книг трактата, подкрепляя свой анализ большим количеством цитат.
Завершает главу наиболее обширная часть, посвященная самому значительному произведению Данте — "Божественной комедии". Вначале идет хронология написания кантик, объяснение их композиции, перечисление текстов-предшественников, жанров, основных персонажей.
Представляет интерес типология героев. М. Л. Андреев разделят персонажей поэмы на два типа: исторические или литературные фигуры (Фома Аквинский, Улисс и др.) и те, кто принимал живое участие в жизни Данте (среди них автор указывает Беатриче). Такая типология облегчает понимание структуры произведения.
Далее автор разбирает сквозные для всех трех кантик темы (гражданство и доблесть, знание, совесть, границы человеческих возможностей и др.). Завершает данную часть размышления автора статьи на тему различия функций "писца/поэта" в связи с употреблением этих слов в "Комедии". Данная тема представляет интерес для читателя, т.к. является важной с точки зрения понимания роли автора в эпоху Средневековья.
В заключении хотелось бы отметить, что стиль изложения М. Л. Андреева научно-популярный, не перегруженный терминами, в связи с чем данная статья может быть рекомендована не только специалистам, студен-там, но и просто любителям итальянской литературы.
Коскова А.С.
Скачать