Российский Гуманитарный Научный Фонд Русская христианская гуманитарная академия ОБЩЕСТВО ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Dante

Alighieri

в русской и мировой культуре
Сайт выполнен в рамках проекта РГНФ № 15-04-00524 «Дантоведение как проблема мировой и отечественной гуманитарной науки»
История итальянской литературы.   Глава 9. Данте.
Из книги: История итальянской литературы в 4 т. Т.1: Средние века / Под ред. М.Л. Андреева, Р.И. Хлодовского.- Москва: ИМЛИ РАН, "Наследие", 2000. - 590 с. Глава девятая. ДАНТЕ (М.Л.Андреев)

Фундаментальную роль Данте в истории литературы трудно переоценить. В настоящий момент влияние его творчества на западную и отечественную литературы не требует доказательств. Глава о Данте бесспорно является одной из необходимых частей в  любом сборнике по истории литературы Италии. Автором рецензируемой нами статьи является М. Л. Андреев — один из ведущих специалистов  современной отечественной итальянистики.
Биографии и исследования творчества Данте стали появляться еще в XIV в. и продолжают издаваться и поныне. Можно себе представить неохватный объем, который они приобрели. В библиографии, которую автор приводит в конце тома, указаны наиболее значимые работы в дантологии, например, Ф. Вегеле, Ф. де Санктиса, М. Барби, Б.Нарди, И. Н. Голенищева-Кутузова и др. . Многие отечественные труды о жизни и творчестве  поэта (А. К. Дживилегова, Н. И. Стороженко и др.) в настоящий момент воспринимаются как памятники научной мысли. Несмотря на то, что это книги, на которых выросли все современные  российские  дантологи, сего-дня  ими обойтись нельзя. В настоящее время являются необходимыми труды о Данте, соответствующие современному развитию науки. Вся научная деятельность   М. Л. Андреева ориентирована на выполнение данного требования.
Перед автором статьи стоит трудная задача раскрыть читателю насыщенную биографию и дать анализ разнопланового творчества Данте в пределах главы истории литературы. Помимо указанной трудности, существует проблема глубокой изученности Данте. В связи с этим необходимо или с новой точки зрения, с другого ракурса посмотреть на его творчество, или, по крайней мере, по-новому преподнести уже известный материал, с чем автор успешно справляется.
Глава "Данте" состоит из семи частей, которые  знакомят читателя с биографией и произведениями Данте в их хронологической последовательности. Так, первая часть посвящена биографии Данте, вторая часть рассказывает о начальном этапе творчества поэта, третья — шестая части посвящены описанию и анализу малых произведений соответственно их году написания : "Новая жизнь", "Пир", "О народном красноречии", "Монархия"; заключительный седьмой раздел является самым обширным и это неслучайно, т.к. в нем рассказывается о главном произведении Данте  —  о "Божественной комедии".
Статья, согласно  устоявшейся традиции в литературоведении, начинается с биографии поэта. Видна эмоциональная сопричастность автора  жизни поэта, вовлеченность в его судьбу. М. Л. Андреев раскрывает всю многогранность личности Данте: поэт  предстает перед читателем и как патриот, гражданин флорентийской  республики, и как простой  человек, способный любить и ненавидеть. Можно сказать, что первая часть работы является наиболее удачной.  К сожалению,  М. Л. Андреев не приводит  новых сведений о биографии Данте, т.к. это достаточно трудно сделать после 800 лет ее упорных исследований.
Во второй части перед читателем дается обзор первых юношеских произведений Данте: его стихотворения, сонеты, не вошедшие в "Новую жизнь", стихотворная  переписка с друзьями и "коллегами" по литератур-ной школе стильновизма, комическая поэзия, т.н. "каменный цикл" и полемика по поводу его датировки. Автор статьи отмечает, что  дантовский поэтический корпус в целом является разнородным, поэт ищет себя и экспериментирует с различными формами и содержанием, и представляется проблематичным определить  хронологию его творчества, т.к. все произведения достаточно автономны. В данной части можно выделить как особенно интересную "проблему цветка" — один из наиболее дискуссионных  вопросов современной западной дантологии.
"Цветок"("Fiore") — это аллегорическая анонимная поэма, переложение "Романа о Розе". Данную поэму одна группа исследователей приписывает  Данте, другая же считает такую теорию  ошибочной. И сторонники и противники авторства Данте в большей степени опираются на аргументы стилистического характера. Автор статьи подобно их анализирует, а после, высказывает свою  точку зрения.
М. Л. Андреев говорит о том, что если "Цветок" действительно написан Данте, значит "экскурс в область комической поэзии был глубже, чем представлялось ранее" . Но в авторстве Данте М. Л. Андреева заставляет сомневаться "молчание, окружающее "Цветок": о нем молчат все, он полностью  исчезает из памяти литературы, пока его рукопись не находят в XIX в. ... главное, о нем молчит сам Данте, который столько раз оглядывается на свое творчество, столько сказавший о нем" . М. Л. Андреев считает, что есть два объяснения  такому "молчанию": либо "Цветок" Данте не принадлежит, либо Данте хотел всех, в том числе и себя, в этом убедить.
Можно только сожалеть, что жанр работы не позволяет познакомить отечественного читателя с работами итальянских исследователей хотя бы в виде ссылок. В связи с этим мы приводим сноски на некоторые труды, посвященные проблеме "Цветка" .
Оригинальная трактовка  главного юношеского произведения поэта — "Новой жизни" предлагается вниманию читателя в третьей части. Автор справедливо замечает, что в "Новой жизни" нет событий, но есть  жесты, нет людей — только их тени, нет пространства — только замкнутый город, нет протекания времени — только вечное время мифа. Основное внимание М. Л. Андреев уделяет Беатриче в связи с тем, что ее образ является  смыслообразующиим в творчестве Данте. Ее фигура представляет сложность для интерпретации. Так, уже не одно столетие ведется спор : имеет ли образ Беатриче  жизненные основания или является чистым символом. Исследователь статьи ссылается на документы, подтверждающие реальное существование Беатриче Портинари, в связи с чем он уверен, что ее образ  имеет жизненную основу.
При анализе произведения  автор подчеркивает, что в эпоху Данте для  литературы заимствование языка религии становится неотъемлемой характеристикой. Данную проблему слияния касался в своей работе И. Ф. Бэлза , однако М. Л. Андреев развил ее дальше. Он говорит о том, что в "Новой жизни" Данте "полностью реализовал метафору и благосклонность стала благодатью, восторг — блаженством, любовь — молитвой, возлюбленная  — божеством" . При этом, на семиотическом уровне сохраняется "дистанцированность" двух языков, благодаря чему Беатриче не является иносказанием и никогда не становится идеей. Язык религиозного переживания, как абсолютно верно замечает М. Л. Андреев, в произведении Дан-те отсылает к совсем не религиозным чувствам.
Далее в статье автор сравнивает образ Беатриче с его библейскими и куртуазным  аналогами, в частности, с Христом и с Амором. Подобный анализ схож с интерпретацией образа Беатриче авторитетного дантолога Э. Ауэрбаха. Единственным недочетом третей части можно назвать  не-сколько непоследовательный характер композиции, что, впрочем, не влияет на общее положительное впечатление от работы.
Анализ трактата "Пир" строится вокруг фигуры Беатриче."Пир" — это измена Беатриче. Об этом подробно писал  Г. Россетти . М. Л. Андреев не разделяет его мнения о том, что "Пир" — это доказательство чистой аллегоричности образа Беатриче. Автор статьи говорит о том, что если благородная дама "Пира" — аллегория, то это не значит, что и Беатриче — чистая аллегория.  Создается впечатление, что Данте сотворил себе нового идеального кумира, который вытеснил из сознания и души поэта любовь к земной женщине, которая своей смертью  причинила  много горя. По мне-нию автора в этом и состоит измена Данте Беатриче, в которой возлюбленная будет упрекать поэта в XXXI песни "Чистилища".
После  анализа образа Беатриче,  автор делает акцент на том, что этот трактат является первой в истории литературы апологией народного языка  и т. о. Данте открывается  перед читателем не только как поэт, но и как филолог.
Другому научному трактату  — "О народном красноречии" посвящена пятая часть главы. Как справедливо замечает автор, это первая  итальянская поэтика, в которой Данте говорит об истории и философии народного итальянского языка. Большая часть этого раздела представляет пересказ трактата. М. Л. Андреев перечисляет темы, понятия и проблемы, которые выделяет сам Данте (предмет поэзии, разделение языков, провансальская поэзия, критерии блистательного языка и др.)  Среди достоинств анализа этого трактата можно выделить обилие цитат, которых не хватает во второй  и седьмой частях. В завершении части автор статьи делает ценное замечание о том, что для Данте главное — не то, как написать стихотворение (так было в школьных латинских поэтиках), но как стать поэтом.
Шестая часть главы лаконично и насыщенно анализирует влияние на творчество Данте современной ему философии Аверроэса и Сигера Брабантского, которое особенно прослеживается  в  политическом  трактате "Монархия". М. Л. Андреев подробно разбирает исторический фон про-изведения и анализирует основные темы трех книг трактата, подкрепляя свой анализ большим количеством цитат.
Завершает главу наиболее обширная часть, посвященная самому значительному произведению Данте  — "Божественной комедии". Вначале идет хронология написания кантик, объяснение их композиции, перечисление текстов-предшественников, жанров, основных персонажей.
Представляет интерес типология героев. М. Л. Андреев  разделят персонажей поэмы на два типа: исторические или литературные фигуры (Фома Аквинский, Улисс и др.) и те, кто принимал живое участие в жизни Данте (среди них автор указывает Беатриче). Такая типология  облегчает понимание  структуры произведения.
Далее автор разбирает сквозные для всех трех кантик темы (гражданство и доблесть, знание, совесть, границы человеческих возможностей и др.). Завершает данную часть размышления автора статьи на тему различия функций "писца/поэта" в связи с употреблением этих слов в "Комедии". Данная тема представляет интерес для читателя, т.к.  является важной с точки зрения  понимания  роли автора в эпоху Средневековья.
В заключении хотелось бы отметить, что стиль изложения М. Л. Андреева научно-популярный, не перегруженный  терминами, в связи с чем данная статья может быть рекомендована  не только специалистам, студен-там, но и просто любителям итальянской литературы.

Коскова А.С.


Скачать

Поэтика смеха и улыбки в «Божественной Комедии» Данте

Ланда К. С.
Божественная комедия

Перечитывая Данте: Образы эпохи.

Перечитывая Данте: Образы эпохи.

Самарина М. С.
Эпоха Данте

Ольга Седакова о русском Данте

Ольга Седакова о русском Данте

Седакова О.А.

Данте, (пер. Н. Трауберг)

Данте, (пер. Н. Трауберг)

Элиот Т. С.

bf inden pakistanixxx.org prondude.com شرم الشيخ سكس porntur.com افلام عربي سكس سكس في الفنادق timerak.com سكس جامد عربى savitha bhabhi comics alfatube.mobi xxxciom تحميل افلامسكس wfporn.com صور بنات مسيحيه kowalsky page.com xtubemovies.info xvideos22 alha tube negozioporno.com www sex lndia dilwale movie old waplo.info indian xx clips blue fiml fuxee.mobi hindi gana sex شرمطة مصرية porn-data.info بنت تمص زب mga dapat gawin bago ang bagyo teleseryelive.com althea ablan parodies hentai xhentaisex.com yuri hentais forced fucking videos koporn.net teri aakhya ka muli teleseryereplayhd.com nagbabagang luha oct 14 full episode koishi herikawa manga-hentai.net college hentai