Российский Гуманитарный Научный Фонд Русская христианская гуманитарная академия ОБЩЕСТВО ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Dante

Alighieri

в русской и мировой культуре
Сайт выполнен в рамках проекта РГНФ № 15-04-00524 «Дантоведение как проблема мировой и отечественной гуманитарной науки»
Внутри мыслящих миров <Фрагмент>
Лотман Юрий Михайлович (1922-1993) — литературовед и культуролог, основатель отечественной семиотики. Один из основоположников Тартуско-Московской семиотической школы, получившей широкое международное признание. Многочисленные труды Лотмана, посвященные русской литературе, журналистике, быту, театру, живописи, кино, стали необходимой составляющей мировой семиотики и структурализма. Ему принадлежит несколько сотен статей и книг, опубликованных на разных языках мира не только по русской культуре, и по русско-европейским связям. Согласно теории культуры Ю. М. Лотмана, культура является открытой знаковой системой и структурой, включающей помимо основного компонента (естественного языка) множество других знаковых систем, которыми являются все виды искусства; культура — это текст, существующий в определенном контексте. Его последняя работа «Культура и взрыв» (1992) была надиктована ослепшим ученым своим ученикам. В ней ученый с позиции семиотики выделяет различия между плавным развитием западной цивилизации и взрывными процессами в противоречивой развивающейся России.


Ю.М. Лотман рассматривает космологию Данте через призму путешествия Улисса: низ отождествлен с центром тяжести земного шара, а верх - с любым направлением радиуса от центра. «Однако пути к познанию у Данте и Улисса различны: дантовское знание сопряжено с постоянным восхождением познающего по оси моральных ценностей, это знание, которое дается ценой нравственного усовершенствования познающего. Знание возвышает, а возвышение нравственности - просветляет ум. Жажда знания у Улисса внеморальна - она не связана ни с нравственностью, ни с безнравственностью, она лежит в другой плоскости и не имеет к этическим проблемам отношения... Данте - паломник, а Улисс - путешественник» (с. 710). В представлении Лотмана знание Данте образует не сумму разрозненных знаний, а «гармоническую конструкцию космоса. В центре этого гигантского построения находился человек, мощный, как гиганты Возрождения, но интегрированный в окружающем его мире, связанный со всеми концентрическими кругами мирового здания и, следовательно, пронизанный моральным пафосом» (с.711).

Источник: http://vphil.ru/index.php?id=710&option=com_content&task=view

Скачать

Поэтика смеха и улыбки в «Божественной Комедии» Данте

Ланда К. С.
Божественная комедия

Перечитывая Данте: Образы эпохи.

Перечитывая Данте: Образы эпохи.

Самарина М. С.
Эпоха Данте

Ольга Седакова о русском Данте

Ольга Седакова о русском Данте

Седакова О.А.


Данте, (пер. Н. Трауберг)

Данте, (пер. Н. Трауберг)

Элиот Т. С.