Российский Гуманитарный Научный Фонд Русская христианская гуманитарная академия ОБЩЕСТВО ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Dante

Alighieri

в русской и мировой культуре
Сайт выполнен в рамках проекта РГНФ № 15-04-00524 «Дантоведение как проблема мировой и отечественной гуманитарной науки»
Странная комедия. Читая Данте...
Стам С. М. Странная комедия. Читая Данте… — Саратов: изд-во Сарат. ун-та, 2003. — 162 с.

В своей книге известный российский историк-медиевист С. М. Стам большое внимание уделяет анализу образа Беатриче в "Божественной комедии". Он говорит о том, что это образ реально существовавшей возлюбленной Данте. Но он не концентрируется на доказательстве этой интерпретации. Он больше рассматривает образ Беатриче в ключе томизма. Как замечает С. М. Стам, в "Рае" фигура Беатриче обогащается софистикой философии Фомы Аквинского и рискованными для XIV в. идеями самого Данте (например, о свободе человеческой воли от божественной):

Temer si dee di sole quelle cose
c’hanno potenza di fare altrui male;
de l’altre no, ché non son paurose. [Inf. II: 88 — 90]

Бояться должно лишь того, в чем вред
Для ближнего таится сокровенный;
Иного, что страшило бы, и нет. [Ад II: 88 — 90]

При этом Данте использует свой излюбленный образ как средство "вуалирования" своих религиозных сомнений для создания впечатления, что он не отступает от церковного учения.  Таким образом, в Беатриче проявляется противоречивый дух Данте, раннее гуманистическое направление его мировоззрения. Таким образом, С. М. Стам является одним из исследователей, которые считают основополагающим в "Комедии" влияние на  Данте идей философии томизма.





Скачать
Ольга Седакова о русском Данте

Ольга Седакова о русском Данте

Седакова О.А.


Данте, (пер. Н. Трауберг)

Данте, (пер. Н. Трауберг)

Элиот Т. С.


Введение в "Божественную Комедию". Лекция 11

Введение в "Божественную Комедию". Лекция 11

Веселовский А.Н.
Божественная комедия

Божественная комедия Данте Алигьери

Божественная комедия Данте Алигьери


Божественная комедия