Российский Гуманитарный Научный Фонд Русская христианская гуманитарная академия ОБЩЕСТВО ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Dante

Alighieri

в русской и мировой культуре
Сайт выполнен в рамках проекта РГНФ № 15-04-00524 «Дантоведение как проблема мировой и отечественной гуманитарной науки»
Из «Studi danteschi»: Первая глава трактата Данте «De Monarchia»
Гревс Иван Михайлович (1860-1941) — выдающийся русский историк, профессор Высших женских (Бестужевских) курсов, профессор Петербургского университета. Основоположник семинарской системы и экскурсионного метода в русском университетском образовании (среди блестящей плеяды учеников Гревса — О. А. Добиаш-Рождественская и Л. П. Карсавин). Автор основополагающих работ по истории античной и средневековой культуры и быта. Особое значение имеют его работы по итальянской культуре, в особенности «Очерки флорентийской культуры» (1903-1905), очерки о Данте (1913; 1923). В 1923-1924 гг. Гревс написал книгу о Данте, которая так и осталась неопубликованной. В конце 30-х гг. Гревс принимал участие в подготовке к изданию «Божественной комедии» Данте в переводе М. Л. Лозинского, составляя научный комментарий к «Аду».

Печатается по: Из далекого и близкого прошлого: Сб. в честь H. И. Кареева. Пг.; M., 1923. С. 120—134.


И.М. Гревс  размышляет об особенностях мировоззрения Данте. Он отмечает никогда не покидавшую религиозность Данте, которая пронизывает все его существо, не вступая в конфликт с тем, что можно назвать его твердой и радостной верой в науку. Он пишет: «Обе веры - в Бога (в откровенную истину: documenta spiritualia, quae humanam rationem transcendent) и в знание (philosophica documenta) иерархически надстраиваются у него друг над другом и гармонически сочетаются, исполняя каждая свою особенную функцию, первая - абсолютную, вторая - относительную» (с. 358). Но есть и другое общее начало, проникающее все миро созерцание Данте, -- любовь:  «Такая непрерывная линия развития любви (служение Беатриче, сливающееся с служением богу, блаженство земное, переходящее в небесное) в жизни единой личности Данте, знаменующей человечество, опять же символизирует его высшее убеждение, вынесенное из всего пережитого опыта, познания и веры, что любовь - есть верховное космическое начало, движущее вселенною, и что Бог, в его основной сущности - есть любовь» (с. 359). Гревс подчеркивает, что человек пока живет должен постоянно воплощаться в дело. Это и есть назначение человека и человечества - выявить всю совокупность вложенной в человечество способности творческого познания, а это и есть цель человеческой культуры. Но пробуждает и поддерживает такую работу любовь, и именно деятельная любовь к другим.

Источник: http://vphil.ru/index.php?id=710&option=com_content&task=view



Скачать

Поэтика смеха и улыбки в «Божественной Комедии» Данте

Ланда К. С.
Божественная комедия

Перечитывая Данте: Образы эпохи.

Перечитывая Данте: Образы эпохи.

Самарина М. С.
Эпоха Данте

Ольга Седакова о русском Данте

Ольга Седакова о русском Данте

Седакова О.А.


Данте, (пер. Н. Трауберг)

Данте, (пер. Н. Трауберг)

Элиот Т. С.