Российский Гуманитарный Научный Фонд Русская христианская гуманитарная академия ОБЩЕСТВО ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Dante

Alighieri

в русской и мировой культуре
Сайт выполнен в рамках проекта РГНФ № 15-04-00524 «Дантоведение как проблема мировой и отечественной гуманитарной науки»
Беатриче
Председатель Дантовской комиссии, доктор искусствоведения И.Ф. Бэлза (1904 — 1994) в своей статье "В поисках Беатриче"  пишет о том, что на протяжении всей  "Божественной комедии" Беатриче предстает перед нами в разных образах, точнее открывает нам многогранность функций своего образа. В связи с этим исследователь дает этому образу множество определений: Божественное Откровение, София, Наставница, Заступница, Владычица, Любовь, Высшая справедливость, Всеведение, Просвещающая благодать.  И. Ф. Бэлза признает реальное существование женщины по имени Беатриче, но вслед за Б. Кроче , Б. Нарди  и др. считает ее нетождественной образу Беатриче в "Божественной комедии". Российский дантолог говорит о том, что в Средние века только церковь имела право канонизации и беатификации людей, ушедших из жизни, а также обречения людей на вечные муки. Данте присвоил себе это право в его художественном смысле: в "Божественной комедии" он распоряжается посмертной судьбой мучеников Ада, Чистилища, но также и судьбой блаженных в Рае, в том числе и Беатриче.

Данте причисляет к лику святых тех людей, делами и стремлениями которых руководила всепобеждающая сила высокой любви. Стремление Беатриче помочь Данте сближает ее образ с Богоматерью, которая обладает милосердием, происходящим от любви. Необходимо заметить, что культ Девы Марии получил широкое распространение в эпоху Средневековья в Европе и на христианской Востоке. Если в первых двух кантиках Беатриче — это "воплощение сверхчувственной премудрости" , то в третьей эта черта "подкрепляется и перекликается с образом Небесной владычицы — Богоматери".

Таким образом, Данте создает образ Беатриче — царицы небесной, которая спустилась к нему с высот Эмпирея, сохранив черты своего земного облика, красота которого бесконечно возросла во время полета по небесным сферам. Этот полет знаменует обогащение духовного мира Данте. И. Ф. Бэлза видит в Беатриче образ — стимул стремления к идеалам. Далее дантолог открывает новую грань в образе Беатриче: в XXX главе "Чистилища" проявляется новая черта Беатриче — право на суд, осуждение, оправдание и прощение.

В "Рае", исходя из анализа текста, она предстает перед нами как "Божественное Откровение", "Высшая Справедливость" и "Всеведение". Именно в последней кантике ее образ получает окончательное развитие и полное завершение. Беатриче стремится приобщить поэта к божественному откровению, которое она сама познала, будучи в Эмпирее и символом которого она является.

Такая точка зрения на этот женский образ представляется нам полной, всеохватывающей, но не совсем оригинальной, компилятивной. Видна глубокая проработка образа исследователем и его хорошее знакомство с работами, посвященными образу Беатриче, западных дантологов.

Коскова А.С.
Скачать
Данте, (пер. Н. Трауберг)

Данте, (пер. Н. Трауберг)

Элиот Т.


Введение в "Божественную Комедию". Лекция 11

Введение в "Божественную Комедию". Лекция 11

Веселовский А.Н.
Божественная комедия

Данте Алигьери. Словарь исторический

Данте Алигьери. Словарь исторический


Жизнь и творчество Данте Алигьери

"Божественная Комедия" Данте (Фрагменты)

"Божественная Комедия" Данте (Фрагменты)

Пинский Л.Е.
Божественная комедия