Российский Гуманитарный Научный Фонд Русская христианская гуманитарная академия ОБЩЕСТВО ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Dante

Alighieri

в русской и мировой культуре
Сайт выполнен в рамках проекта РГНФ № 15-04-00524 «Дантоведение как проблема мировой и отечественной гуманитарной науки»
Данте
Веселовский Алексей Николаевич (1838-1906) — историк литературы, профессор Петербургского университета, академик, выдающийся представитель сравнительно-исторического литературоведения, глубокий знаток славянской, византийской и западноевропейской литературы. Создал теорию исторического мифотворчества и теорию «бытовых и психологических основ» фольклора. Автор фундаментальных работ о литературе итальянского Средневековья и Возрождения — о Боккаччо, Петрарке, Данте: «Данте и символическая поэзия католичества» (1886), «Петрарка в поэтической исповеди “Канцоньере”». Проблемы эстетики искусства Веселовский разрабатывал в труде «Историческая поэтика» (Л., 1940).

Первым русским итальянистом, чьи труды стали достоянием не только отечественной, но и мировой науки, был А. Н. Веселовский. С конца 50-х годов и до 1867 г. молодой исследователь работал в Италии, т. е. он провел в ней годы, отмеченные чрезвычайно интенсивным интересом к Данте в связи с близившимся юбилеем. Именно в эти годы •были написаны основные работы Веселовского, стяжавшие ему славу лервого русского дантолога. Обширную эрудицию, удивлявшую современников, Веселовский приобрел в итальянских библиотеках, и это определило в значительной степени ее особенности: основной фонд знаний русского ученого составили труды итальянских и французских дантологов, немецкую школу он знал хуже 55.

Уже в первой статье Веселовского о Данте, опубликованной в «Отечественных записках» за 1859 г. и представляющей рецензию на книгу Гартвига Флото56, молодой ученый сформулировал требование исторического подхода к творчеству Данте, которое станет ведущим в его исследованиях итальянской литературы. Главный упрек, который адресует Веселовский немецкому дантологу — антиисторизм: «Он как-то не совсем твердо стоит на исторической полосе. Он, пожалуй, и не знает, что в творениях Данте не все сделал сам Данте, много сделал и век, что писателя никак не отделишь от современности». Последняя идея получит впоследствии развитие в работах Веселовского, в которых «век» порой будет затмевать самого Данте.


Источник: http://svr-lit.niv.ru/svr-lit/articles/italy/golenischev-kutuzov-dante-v-rossii.htm





Скачать

Поэтика смеха и улыбки в «Божественной Комедии» Данте

Ланда К. С.
Божественная комедия

Перечитывая Данте: Образы эпохи.

Перечитывая Данте: Образы эпохи.

Самарина М. С.
Эпоха Данте

Ольга Седакова о русском Данте

Ольга Седакова о русском Данте

Седакова О.А.


Данте, (пер. Н. Трауберг)

Данте, (пер. Н. Трауберг)

Элиот Т. С.