Российский Гуманитарный Научный Фонд Русская христианская гуманитарная академия ОБЩЕСТВО ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Dante

Alighieri

в русской и мировой культуре
Сайт выполнен в рамках проекта РГНФ № 15-04-00524 «Дантоведение как проблема мировой и отечественной гуманитарной науки»
Вопрос о воде и земле
Данте А., Малые произведения : [Перевод] / Изд. подготовил [и примеч. сост.] И.Н. Голенищев-Кутузов; [АН СССР]. - Москва : Наука, 1968. - 651 с

Это латинское сочинение вызвало не меньше споров, чем письмо к Кан Гранде. Одним из авторитетнейших современных противников подлинности трактата является Б. Нарди, опубликовавший брошюру "Падение Люцифера" (Турин, 1959). Одним из наиболее веских аргументов в пользу своего мнения Нарди считает то, что сын Данте, Пьетро ди Данте, в первой редакции своего комментария к "Божественной Комедии" ничего не говорит о "Вопросе...", который в случае его принадлежности Данте он, несомненно, должен был бы знать. Упоминания об этом трактате появляются лишь в более поздних по времени комментариях - после 1335 г. Главное все же не в том, когда появляются первые упоминания этого произведения, а в том, возможно ли вообще приписать само его содержание автору "Божественной Комедии", не находится ли оно в противоречии с идеями и представлениями Данте, какими мы их знаем по "Божественной Комедии" и другим его текстам.

В представлении Данте, так же как и многих философов и естествоиспытателей его времени и даже некоторых ученых и эрудитов XVI в., Южное полушарие почиталось "благородным" и "верхним", а Северное - "нижним" и менее благородным. Представление это шло от Аристотеля. У Данте оно было усложнено и дополнено библейскими легендами и мифами. По Аристотелю, земля и небесная сфера представляли собой живой организм, который движется, имеет верх и низ, правую и левую стороны. Комбинируя аристотелизм с пророчеством Исайи (XIV), Апокалипсисом (12)), Евангелиями от Луки и от Матфея, Данте создал новый миф о падении Люцифера, низвергнутого на землю после своего бунта. При падении с небесных высот Люцифер пробил поверхность земли и ее глубины в Южном, "верхнем" полушарии. Тело мятежника завязло во внутренности земного шара, и лишь голова (в "Божественной Комедии" - три головы) торчит в глубинах Северного полушария (см. последнюю песнь "Ада").

Надо сказать, что и в XIX в. как противники подлинности "Вопроса...", так и его защитники насчитывали в своих рядах немало имен крупных ученых: среди последних находим Фратичелли, Джулиани, Шмидта (а в ХХ в.- В. Биаджи и Ф. Мадзони); на фальсификате же решительно настаивали Уго Фосколо, Э. Мур, Скартаццини, Бартоли.

Первое издание "Вопроса о воде и земле" вышло в Венеции в 1580 г. трудами священника Мончетти. Долгое время противники подлинности трактата думали, что издатель Мончетти является его настоящим автором. Гипотеза эта в настоящее время отброшена.


Источник: http://www.dante.velchel.ru/index.php?cnt=9&sub=1


Скачать
Пир

Пир

Габричевский А.Г. Голенищев-Кутузов И.Н.
Пир

"Божественная Комедия" в переводе М. Л. Лозинского

"Божественная Комедия" в переводе М. Л. Лозинского

Лозинский М. Л.
Божественная комедия

О народном красноречии

О народном красноречии

Петровский Ф.А.
О народном красноречии

"Новая жизнь" в переводе И.Н. Голенищева-Кутузова

"Новая жизнь" в переводе И.Н. Голенищева-Кутузова

Голенищев-Кутузов И.Н.
Новая жизнь