Российский Гуманитарный Научный Фонд Русская христианская гуманитарная академия ОБЩЕСТВО ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Dante

Alighieri

в русской и мировой культуре
Сайт выполнен в рамках проекта РГНФ № 15-04-00524 «Дантоведение как проблема мировой и отечественной гуманитарной науки»
Стихи о каменной даме
Еще один выход за пределы стильновизма, совершившийся предположительно в 90-е годы — это «каменный цикл». Главное основание для такой датировки — сложная астрономическая парафраза из первой канцоны цикла; в ней описано, по мнению многих исследователей, такое состояние планет, которое в период между 1264 и 1328 годами осуществилось лишь однажды — в декабре 1296 года. Есть исследователи, которые отрицают такое толкование — среди них редактор и комментатор русского издания «малого Данте», И.Н.Голенищев-Кутузов, датирующий «стихи о каменной даме» 1305—06 годами. Выбор датировки многое в оценке цикла меняет: в первом случае он выглядит временным уклонением со стези нового сладостного стиля, во втором — окончательным с ним разрывом. Решительными доказательствами не располагает ни та, ни другая сторона.

«Каменные стихи» в дантовской лирике самые изощренные в плане поэтической техники, виртуозность их такова, что порой кажется самоцелью. И они самые чувственные: любовь, о которой в них говорится, не имеет никакого духовного алиби и духовного эквивалента. Любовь к Беатриче находит опору и оправдание в молитвенном преклонении и религиозном экстазе, любовь к «благородной даме» преображается в любовь к философии, любовь к Пьетре — не служение и не культ, это бой, исходом которого может быть лишь поражение или победа, в котором на насилие нужно отвечать еще большим насилием. Это даже не страдание, это пытка, Амор вооружен здесь не стрелами, а мечом и бичом, он исторгает не слезы, а вой. Из мира, в который нас уводит «каменный цикл», нет выхода — ни ввысь, в сферу духа, куда увлекает куртуазная поэзия (и новый сладостный стиль в особенности), ни вниз, в сферу материи, куда низвергает поэзия комическая. Он застыл между двумя этими полюсами, не причастный ни тому, ни другому, он сжат в точку, он навсегда остановлен в своей почти маниакальной самососредоточенности. Это тупик: Данте в его лирике вообще свойственно стремление к пределу, к тому, чтобы полностью исчерпать все выразительные средства данной поэтической системы — так было с культом Беатриче, так было с поклонением «благородной даме». За достижением предела следовал переход на иной уровень осмысления и — не редко — к иной поэтике. Здесь же состояние исчерпанности наступает сразу и не видно никаких возможных трансформаций — в истории лирической поэзии Данте «каменному циклу» одинаково подходит и роль бокового ответвления, не ведущего никуда, и роль финала, за которым следует катарсис «Божественной Комедии».

Источник: Андреев М. Л. Данте // История литературы Италии. — Т.1. Средние века  / Отв. ред. М. Л. Андреев, Р. И. Хлодовский. — М. : Наследие, 2000. — С. 323 — 325.
Скачать
"Обновленная жизнь" в переводе А.М. Федорова (Фрагменты)

"Обновленная жизнь" в переводе А.М. Федорова (Фрагменты)

Федоров А.М.
Новая жизнь

Ад. Песнь I в переводе Н. Голованова

Ад. Песнь I в переводе Н. Голованова

Голованов Н.Н.
Ад

Божественная комедия Данте Алигьери

Божественная комедия Данте Алигьери


Божественная комедия

Ад. Песнь I и Рай. Песнь XXXIII в переводе А.А. Илюшина

Ад. Песнь I и Рай. Песнь XXXIII в переводе А.А. Илюшина

Илюшин А.А.
Божественная комедия