Российский Гуманитарный Научный Фонд Русская христианская гуманитарная академия ОБЩЕСТВО ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Dante

Alighieri

в русской и мировой культуре
Сайт выполнен в рамках проекта РГНФ № 15-04-00524 «Дантоведение как проблема мировой и отечественной гуманитарной науки»
Данте - поэт земного мира
Ауэрбах Э. Данте – поэт земного мира. / Пер. с нем. Г. В. Вдовиной. -  М.: РОССПЭН, 2004. - 208 с.

Творчество выдающегося немецкого литературоведа Эриха Ауэрбаха (1892–1957) остается основополагающим вкладом в теорию литературного текста. Ранняя книга о Данте (1929 г.), посвященная особому характеру художественного реализма «Божественной комедии», намечает и развертывает вопросы, определившие в дальнейшем направление его исследовательских поисков. Их грандиозным увенчанием, как известно, стал «Мимесис: Изображение действительности в западноевропейской литературе» (1946 г.; русский перевод А. В. Михайлова, 1976 г.). В духе философии Джамбаттисты Вико самая специальная и «узкая» история изобразительного метода в литературных текстах открывает автору путь к достоверной характеристике европейского общества и культуры в полноте и силе их исторических моментов.  

Исследование о Данте предварено историческим обозрением путей раскрытия «идеи и судьбы» литературного героя в литературе до «Божественной комедии» (первая глава). Подобно мифу, литературная ткань эпических поэм Гомера прирастает из априорного представления о раз и навсегда состоявшейся сущности персонажа. Ей отвечает последовательность и сумма однородных поступков, складывающихся в судьбу. У греческих трагиков главенствует финальный момент совершающейся судьбы. В таком контексте рождается платоновское отвержение поэзии как лживого искусства – не способного к подлинному наблюдению и показу жизни. Аристотель встает на защиту поэтического творчества как своего рода философской практики. Согласно Аристотелю, литературная форма призвана превозмочь беспорядочность и разобщенность чистого опыта мира. Он описывает литературу как введение формы в хаотичную материю жизни – конструктивный акт, обнажающий подлинные сущности бытия. Повседневную жизнь, приравненную, таким образом, к метафизическому небытию, античная эстетика оставляла в сфере низкого и комического изображения. Взрывая эти убеждения, христианский реализм новозаветных текстов стал явлением в мир литературы самой бездны земной неупорядоченности как залога финального торжества неземной правоты. Перипетии земного существования для страждущей души приобретают цену и смысл в силу долга христианина вступить в противоборство с реальностью и превозмочь ее.  

Источник: http://www.worldhist.ru/library/review/434/6363/


На нашем сайте Вашему вниманию представлена первая глава книги:  "Историческое введение".



Скачать
Данте Алигьери в отечественной и мировой культуре.

Данте Алигьери в отечественной и мировой культуре.

Самарина М. С.
Мировая культура и Данте

Данте в России XIX - начала XX в. глазами литературоведов Великобритании и США

Данте в России XIX - начала XX в. глазами литературоведов Великобритании и США

Миллионщикова Т. М.


Русские эмигранты и резиденты в Италии (1900-е – 1920-е гг.) и Данте

Русские эмигранты и резиденты в Италии (1900-е – 1920-е гг.) и Данте

Булучевская Е. А.


Дантов Улисс и Одиссей античного мифа

Дантов Улисс и Одиссей античного мифа

Шауб И. Ю.
Божественная комедия