Российский Гуманитарный Научный Фонд Русская христианская гуманитарная академия ОБЩЕСТВО ДАНТЕ АЛИГЬЕРИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

Dante

Alighieri

в русской и мировой культуре
Сайт выполнен в рамках проекта РГНФ № 15-04-00524 «Дантоведение как проблема мировой и отечественной гуманитарной науки»
В статье рассматривается вопрос о том, насколько образ античного мифологического героя Одиссея нашёл отражение в «Божественной комедии» Данте. Для создания образа своего Улисса Данте пользовался не только литературными, но, вероятно, и фольклорными источниками, поскольку в Италии существовала очень глубокая и устойчивая традиция, связанная с пребыванием здесь Одиссея, свидетельством чего являются многочисленные топонимы, восходящие к античности, которые предание связывало со странствиями этого героя у побережья Италии.

Не менее тесная связь Улисса с Италией зафиксирована и мифологией. Однако главным для Данте в мифологическом Улиссе-Одиссее было не только и не столько то, что этот герой был тесно связан с Италией, но тот факт, что, подобно самому Данте и его вожатому Вергилию, он представлялся путешественником по загробному миру.

Учитывая важную роль Цирцеи среди мифологических образов «Божественной комедии» можно предположить, что наряду с антиподальной парой Улисс – Данте в поэме в скрытом виде присутствует и её женский аналог: Цирцея – Беатриче. Эта пара в ещё большей степени, чем первая, воплощает в себе противоположные этические полюса.
Скачать
Данте в России XIX - начала XX в. глазами литературоведов Великобритании и США

Данте в России XIX - начала XX в. глазами литературоведов Великобритании и США

Миллионщикова Т. М.


Русские эмигранты и резиденты в Италии (1900-е – 1920-е гг.) и Данте

Русские эмигранты и резиденты в Италии (1900-е – 1920-е гг.) и Данте

Булучевская Е. А.


Дантов Улисс и Одиссей античного мифа

Дантов Улисс и Одиссей античного мифа

Шауб И. Ю.
Божественная комедия

Изображение рая в «Божественной комедии». Данте как развитие средневековой западноевропейской традиции.

Изображение рая в «Божественной комедии». Данте как развитие средневековой западноевропейской традиции.

Кедрова М. А.
Божественная комедия